Психолого-педагогическая помощь

Уважаемые родители (законные представители)!

Для получения рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий, по определению формы и степени инклюзии (интеграции) в образовательную среду для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обратиться в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Невского района                         Санкт-Петербурга.

Ознакомиться с деятельностью ТПМПК Невского района Санкт-Петербурга можно по ссылке: https://nevapmsc.ru/tpmpk/ 

 

РАБОТА СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

В основе целей и задач социальной работы ГБОУ средней школы № 339 лежат следующие документы: 

  • Конвенция ООН о правах ребенка,
  • Декларация прав ребенка,
  • Конституция РФ,
  • Закон « Об образовании в РФ»,
  • Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 г.
  • Закон « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
  • Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы»

 Cлужба психолого-педагогического сопровождения

  • Морозова Марина Александровна: педагог-психолог

телефон: 589-17-80

  • Хохрева Светлана Евгеньевна: социальный педагог

телефон: 589-17-80 

 

Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Зачем нужна школе психологическая служба?

В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог родителям, учителям, учащимся? Давайте разбираться в этом.

В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является педагог-психолог.

Даже если жизнь складывается вполне нормально, именно педагог-психолог своими методиками подтвердит, что это действительно так. А может уловить некие предвестники будущих трудностей и скорректировать развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит причину, даст рекомендации.

Давайте вспомним, как нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х классов, психолог помогает подростку лучше понять себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный профессиональный выбор.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Взаимодействие внутри службы:

Основное взаимодействие социального педагога и педагога-психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

Направления работы службы:

  1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. 
  2. Социально-правовое. Защита прав ребенка. 
  3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме. 
  4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
  5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. 
  6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности. 

Основные направления работы

Социальный педагог

  • Проверка посещаемости занятий учащимися.
  • Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
  • Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
  • Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
  • Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
  • Взаимодействие с органами.
  • Развитие индивидуальных способностей учащихся.
  • Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Педагог- психолог

  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
  • Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
  • Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
  • Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

 Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

 Основные виды деятельности:

  • Социально-психологическое просвещение- приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к социально-психологическим знаниям.
  • Социально-психологическая профилактика- специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
  • Социальная и психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

 

Информация для родителей:

 

Информация для учащихся:

 

 

В течение учебного года работа службы сопровождения велась по основным направлениям:

Профилактическая работа

  • Изучение контингента учащихся, выявление учащихся, входящих в «группу риска», составление социальных паспортов классов
  • Определение уровня воспитанности школьников
  • Беседы  с учащимися по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркозависимости
  • Посещение на дому учащихся, стоящих на учете в ОДН
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей и учителей предметников с целью выработки индивидуального образовательного маршрута
  • Индивидуальные профилактические беседы с подростками
  • Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования 
  • Беседа «Административная и уголовная ответственность подростков» - 8-11 классы
  • Ведение базы данных по профилактике правонарушений и безнадзорности
  • Проведение в ноябре месячника по профилактике правонарушений и наркозависимости, в рамках которого были реализованы следующие мероприятия:
  1. -Контрольные рейды в семьи учащихся, находящихся в социально-опасном положении
  2. -Конкурс рисунков «Вредные привычки»
  3. -Конкурс плакатов по профилактике правонарушений и наркозависимости
  4. -«Веселые старты»
  5. -Экскурсионный день
  6. -Заседание Совета профилактики
  7. -Беседы на уроках биологии, химии «Здоровье нации в ХХI веке»
  8. -Рейды по обследованию жилищных условий обучающихся, находящихся в группе риска
  9. -Родительское собрание-практикум «Подросток в мире вредных привычек
  10. -Праздник, посвященный Дню матери
  11. -Обзор книг  по  профилактике наркомании
  12. -Педсовет «Работа педколлектива по профилактике правонарушений и наркозависимости»
  • В целях профилактической работы среди учащихся – правонарушителей, детей группы «риска», неблагополучных семей, ОДН УМВД Невского района и ГБОУ СОШ № 339 разработан проект  совместных мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
  • В 2015–2016 учебном году было проведено 7 заседаний Совета профилактики, на которых рассматривались вопросы занятости обучающихся в кружках и секциях как одного из важных условий предупреждения правонарушений, профилактики употребления наркотиков среди несовершеннолетних, состояния воспитательной работы в классах по профилактике девиантного поведения учащихся, организации работы с семьями и детьми по месту жительства, межведомственного взаимодействия в решении вопросов защиты прав ребенка, работы социально-психолого-педагогической службы, деятельности школы по социализации детей и подростков, подготовки летней оздоровительной кампании, работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в каникулярный период.

Защитно-охранная деятельность

  • Сбор первичной информации о детях, находящихся в сложной жизненной ситуации
  • Патронаж детей, состоящих на учете в КДН и ОДН и на внутришкольном контроле
  • Учет и контроль учащихся, попадающих под категорию «группы риска»
  • Учет всех случаев конфликтных ситуаций
  • Контакт с органами опеки и попечительства МС № 55, ОО и МП
  • Педагогическое и правовое просвещение родителей
  • Коррекционная работа в ходе индивидуальных бесед
  • Контакт с ППМСЦ Невского района, Центром «Семья»

Организационная деятельность

  • Анализ планов воспитательной работы (раздел «Работа с учащимися группы риска»)
  • Работа с классными журналами (занятость в кружках, секциях, посещаемость)
  • Методические рекомендации для классных руководителей по решению проблем социальной жизни учащихся и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  • Освещение оперативной обстановки в районе на педсоветах и производственных совещаниях

Профориентационная деятельность

  • Распространение информации о возможном обучении или трудоустройстве. Связь с ПУ, ТУ, ООО «Новое поколение», Молодежной биржей труда
  • Предварительная профдиагностика
  • Помощь в трудоустройстве уч-ся в летние трудовые лагеря

Работа с родителями

  • Проведение районных и школьных праздников: День матери, День семьи, День открытых дверей, День пожилого человека, День Победы
  • Выявление и организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.

Темы родительских собраний:

  • общешкольное  «Воспитание гражданина и патриота»
  • общешкольное «Ответственность родителей за поступки своего ребенка.
  • ФЗ № 120 «Об основах профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»
  • «Матери за здоровый образ жизни своих детей (о вреде курения, алкоголя)»
  • Собрание-диспут - «Роль родителей в подготовке и проведении классных дел».  
  • Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи.
  • Составление характеристик семей оказавшихся в социально-опасном положении 

 

 Мониторинг уровня эмоционального благополучия учащихся и развития классных коллективов позволяет своевременно осуществлять коррекцию образовательного процесса.

По данным мониторинга на большинстве уроков уровень эмоционального комфорта обучающихся всех параллелей высокий, привлекательность классных коллективов – выше среднего и высокий. Сравнительный анализ данных мониторинга выпускных классов за три года показал, что выпускники 4-х классов ежегодно отмечают высокий уровень привлекательности коллектива, эмоционального комфорта на всех уроках и во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками; уровень привлекательности коллектива для учащихся 9-х классов достаточный, а 11-х классов – высокий. Удовлетворены отношениями с педагогами 75% выпускников 9-х классов и от 80% до 90% выпускников 11-х, устраивают отношения с одноклассниками 87% девятиклассников и 96% одиннадцатиклассников. Удовлетворены качеством преподавания от 81% до 95% учащихся: выпускники отмечают качественное (86%) и доступное изложение учебного материала (68%), умение вызвать интерес к своему предмету (80%), разнообразие интересных заданий и форм уроков (57%), уважительное отношение педагогов к ученикам (61%).

С целью определения уровня образованности выпускников 4-х и 9-х классов в конце каждого учебного года проводятся психолого-педагогические консилиумы. Анализ данных за три года показал, что уровень образованности выпускников 4-х классов по всем сферам самоопределения и линиям образования стабильно выше среднего, девятиклассников – средний.

Особое внимание в школе уделяется сопровождению обучающихся в период адаптации при переходе от одной ступени обучения к другой.

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в начальной школе:

  • Работа с будущими первоклассниками
  • Школа будущего первоклассника.
  • Совместные педсоветы детского сада и школы.
  • Родительские собрания в детских садах.
  • Консультации педагога-психолога.
  • Родительские собрания в Школе будущего первоклассника.

Работа с обучающимися первых классов

  • Семинар-практикум “Особенности адаптации первоклассников” для учителей 1х классов.
  • Диагностика готовности учащихся к обучению (педагог-психолог)
  • Педагогическое наблюдение и диагностика (учителя)
  • Работа коррекционных и развивающих групп (педагог-психолог)
  • Индивидуальные занятия (учителя, педагог-психолог)
  • Родительские собрания (учителя, педагог-психолог)

Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в средней школе:

Подготовительный этап

  • Диагностика уровня развития четвероклассников (учителя, педагог-психолог).
  • Психолого-педагогические консилиумы “Уровень образованности выпускников начальной школы” (учителя, педагог-психолог)
  • Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4х классах учителями-предметниками.
  • Проведение мероприятий учителями-предметниками для выпускников 4х классов.
  • Проведение совместного педсовета “Готовность выпускников начальной школы к обучению в 5 классе” (администрация школы, учителя, педагог-психолог)

Собственно адаптационный период

  • Посещение уроков в 5х классах (администрация, педагог-психолог, учителя начальной школы)
  • Психолого-педагогические консилиумы “Сохранение преемственности в обучении” (педагог-психолог, классные руководители бывших 4-х классов)
  • Семинар для учителей, работающих в пятых классах “Особенности адаптации пятиклассников” (педагог-психолог)
  • Диагностика уровня комфорта, мотивации, адаптации учащихся, привлекательности классных коллективов (педагог-психолог)
  • Собеседование в конце года с классными руководителями по итогам адаптации (администрация)

Организация сопровождения обучающихся в основной школе:

  • Диагностика ожиданий и мотивации (педагог-психолог, администрация)
  • Посещение уроков администрацией, педагогом-психологом.
  • Диагностика привлекательности коллектива и эмоционального комфорта (педагог-психолог)
  • Диагностика уровня сформированности коллектива (педагог-психолог)
  • Индивидуальные и групповые консультации (педагог-психолог, учителя)
  • Тематические классные часы (классные руководители, педагог-психолог, администрация школы)
  • Родительские собрания (классные руководители, педагог-психолог, администрация)

Анализ процесса адаптации (за 3 года) показал, что у пятиклассников преобладает адекватная самооценка (от 70% - 85%), у большинства отсутствует школьная тревожность (от 60% до 79%), достаточный уровень познавательной мотивации наблюдается у 90% - 95% обучающихся, уровень эмоционального комфорта учащихся на уроках высокий, уровень привлекательности коллектива выше среднего и высокий. Десятиклассники уровень привлекательности коллектива отмечают как достаточный; устраивают отношениями с учителями от 63% до 84% обучающихся, с одноклассниками – от 62% до 89%. Уровень эмоционального комфорта десятиклассников на уроках гуманитарного и физико-математического цикла составляет от 61% до 100%, естественно научного цикла – от 65% до 100%. Данные мониторинга подтверждают, что в школе созданы условия для успешной адаптации обучающихся и получения ими качественного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении организовано в двух направлениях: предупреждение учебной неуспешности обучающихся и коррекция учебного неблагополучия.

Направление “Предупреждение учебной неуспешности обучающихся”.

1 этап

  • Анализ текущих учебных результатов обучающихся.
  • Анализ результатов диагностики школьников.
  • Контроль посещаемости уроков.

Цель: Своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении.

Планируемый результат: список учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке.

2 этап

  • Беседы классного руководителя с учащимися.
  • Собеседование педагога-психолога или\ и социального педагога со школьниками.
  • Совещание классного руководителя, учителей, психолога.

Цель: Выявление причин учебных трудностей.

Планируемый результат: План согласованных действий по предупреждению возможной неус-пешности обучающихся.

3 этап

Реализация плана по предупреждению возможной неуспешности обучающихся.

4 этап

Анализ результатов обучающихся за четверть (полугодие).

5 этап

Осуществление анализа образовательной ситуации и коррекция плана действий (II этап).

Реализация плана действий (с III этапа).

Направление “Коррекция учебного неблагополучия обучающихся”:

1 Психолого-педагогическая поддержка.

1.1 Работа классного руководителя:

  • Организация взаимодействия со специалистами по оказанию психолого-педагогической поддержки.
  • Создание ситуации успеха во внеучебной деятельности.
  • Осуществление конструктивного взаимодействия с родителями.

1.2 Работа учителей-предметников:

  • Составление индивидуального плана работы с обучающимися (в свободной форме).
  • Проведение индивидуальных занятий.
  • Реализация дифференцированного подхода.

1.3 Работа педагога-психолога:

  • Индивидуальные развивающие занятия.
  • Индивидуальные консультации с ребенком.
  • Консультации с родителями.

2 Контроль.

2.1 За успешностью обучающихся осуществляют:

  • – классный руководитель,
  • – социальный педагог,
  • – заместитель руководителя по экспертизе качества образования.

2.2 За реализацией программы сопровождения осуществляют:

  • – заместитель руководителя по экспертизе качества образования,
  • – заместитель руководителя по методическому сопровождению ОП.

В рамках психолого-педагогического сопровождения в школе также в системе осуществляется психологическое консультирование всех участников образовательного процесса, что способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов, профессиональному и личностному самоопределению учащихся, конструктивному решению межличностных и педагогических конфликтов. Так, анализ проблем, с которыми обращались обучающиеся, выявил снижение количества обращений, связанных с конфликтами “учитель – ученик” (в 1,7 раза), увеличилось количество консультаций по проблемам личностного совершенствования, в том числе в учебной деятельности, профессионального самоопределения. Педагоги чаще обращались по различным методическим проблемам (от 38% до 47%), осуществлению индивидуализации образовательного процесса и проблемам развития классных коллективов (от 23% до 35%).

Система психолого-педагогического просвещения обучающихся включает проведение тематических классных часов, ведение курсов по разработанной автором статьи программам “Познай себя” (6 – 7 класс), “Культура мышления” (8 – 9 класс), “Практикум рациональной умственной работы” (10 класс), “Тренинг аналитического и творческого мышления (11 класс). Занятия по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры учения. По данным мониторинга уровень эмоционального комфорта учащихся на занятиях “Познай себя” 92% – 100%, “Культуры мышления” – от 82% до 100%; качество составляет 75% – 100%. Старшеклассники отмечают, что занятия помогли им овладеть рациональными приёмами организации учебной деятельности (91%), повысили интерес к учебе (87%), самоанализу (52%), более качественно подготовиться к экзаменам. Для снижения тревожности при подготовке и сдаче Государственных экзаменов для девятиклассников педагогом-психологом ведется практикум “Как подготовиться к экзаменам”, проводятся тематические классные часы, часы завуча.

Система работы по оказанию психолого-педагогической поддержки учителям и родителям направлена на развитие толерантности, навыков рефлексии и бесконфликтного общения, повышение профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что позволяет создать условия для успешности учебной деятельности обучающихся.

С целью повышения психологической культуры родителей разработан комплекс собраний по проблемам взаимоотношений родителей и детей, адаптации младших школьников, подросткового возраста, психологической готовности выпускников к экзаменам. Для определения образовательных потребностей семьи проводятся деловые игры с родителями первоклассников. Все это способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, учит взрослых сотрудничеству с детьми. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в школе организована работа “Школы молодого педагога”, семинаров-практикумов “Основы педагогического общения”, “Психологические основы организации работы с неуспевающими учащимися”, “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (ведет педагог-психолог) и методический семинар “Современные образовательные технологии” (администрация школы). По данным опроса интересно на занятиях всем участникам семинаров, полностью оправдались ожидания у 100% слушателей. Как положительный момент педагоги отметили практическую направленность занятий, высокий уровень представленной теоретической информации, необходимость представленной информации в практической деятельности.

Таким образом, осуществляемое в школе психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса способствует развитию толерантности, культуры общения и учебной деятельности учащихся, повышению профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что создает условия для достижения обучающимися качественного результата образования.