Основные сведения

Школа работает над проектом: «Экология личности в условиях высокотехнологичной информационно- коммуникативной образовательной среды»

Цель проекта:  Создание в образовательном учреждении открытого экологичного развивающегося информационно-коммуникационного пространства с целью повышения качества предоставляемых учреждением образовательных услуг.

Идея проекта: Экология личности – ценностный  ориентир образования, высокотехничное информационно-коммуникативное пространство – средство   для его реализации

Социальный заказ (миссия) школы

  • Создание гармоничного общества и формирование личности облагороженного типа, живущего в гармонии с самим собой и с природой.
  • «Отдайте же человеку - человеческое,  а вычислительной машине - машинное. В этом и должна заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин».
  • Образование – тот самый социальный институт,  а школа – та самая организация, которые могут существенно повлиять на формирование духовного мира человека, его философию.
  • Ценностный ориентир образования – экология личности.
  • Конечные задачи и цели ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА - способствование  созданию гармоничного общества и формирование личности облагороженного типа, живущего в гармонии с самим собой и с природой.
  • Нарастающий поток информации бессистемно обрушивается на человека

ü  Школа, безусловно, должна быть современным  информационно-коммуникативным пространством, отвечающим духу времени, но при этом главная задача научить ребят жить, управляя техникой, а не существовать под ее управлением.

Направления проекта:

1.      Экологизация учебного процесса в условиях высокотехнологичной информационно-коммуникативной среды.
2.      Формирование информационно-коммуникативных компетенций учителей.
3.      Формирование экологической культуры и этики в условиях высокотехнологичной информационно-технологичной среды.
4.      Формирование экологичной образовательной высокотехнологичной среды.

Работа учителей школы была основана на принципах здоровьесберегающих технологий:

      «Не навреди!».

      Принцип сознательности.

      Принцип систематичности и последовательности

      Принцип повторения знаний, умений и навыков

      Принцип постепенности.

      Принцип индивидуализации и доступности.

      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

      Принцип наглядности.

      Принцип активности.

      Принцип оздоровительной направленности

      Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

      Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников

      Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Комплекс мероприятий,   проводимых школой в 2019 году для реализации проекта:

ü  введение тем экологической направленности на уроках географии, химии, биологии, физики и математики, окружающего мира  с учетом использования ИКТ (учителя-предметники)

ü  проведение отрытых интегрированных уроков с использованием ИКТ по предметам: русский язык (Швец ОА), иностранный язык (Чистова НИ), алгебра (Трифонова ОП), информатика (Михау ОА), История и культура Санкт-Петербурга (Стрелецкая ЕВ), химия (Щербатюк ВВ), физика (Михайлова НО), математика (Фадеева ЕВ) 

ü  проведение экологической конференции с учащимися 4 классов (Коропузикова ЕЮ, Гаврилова ЕВ)

ü  интеграция основного и дополнительного образования (Стрелецкая ЕВ, Ильин ОИ, Гончарова МН, Петрова ИВ, Воробъев ВА, Спиридонова ЯР)

ü  разработка отдельных экологических тем, заданий  на занятиях внеурочной деятельности (учителя начальной школы, Александрова МГ, Талалай ЖЮ)

ü  проведение внеклассных мероприятий, направленных на экологизацию личности (Коршенко СВ, Игнатова ЕГ, Хохрева СЕ)

ü  Конкурс рисунков и плакатов: «Экология для всех»

ü  Шахматный турнир с использованием ИКТ

ü  Конференция «Компьютер и наше здоровье» (Михау ОА)

ü  Исследовательская деятельность: «Изучение индивидуальных биоритмов человека и влияние социума на биологическю природу человека» (Талалай ЖЮ)

ü  анкетирование обучающихся и учителей (Васильева ОЮ, Фадеева ЕВ, Михау ОА, Шуленко ЮЮ)

Новизна проекта «Экология личности в условиях высокотехнологичной информационно-коммуникационной образовательной среды»  заключается в объединении экологического, биологического, психологического, педагогического и исследовательского подходов к изучению природы, использование различных форм и методов, способствующих сформировать у обучающихся в условиях школы экологическую компетентность и высокий уровень экологической культуры с помощью высокотехнологичной информационно-коммуникационной образовательной среды. Мы хотим организовать творческий союз учитель - ученик - родитель, который будет поддерживать неослабевающий интерес обучающихся в изучении природы и освоение ими практических навыков природопользования.

На основе полученных данных происходит обобщение и систематизация результатов инновационной деятельности

  • ü  на административных совещаниях;
  • ü  заседаниях МО;
  • ü  в рамках методических дней, семинаров и конференций,
  • на педагогических советах;

Использование педагогическим коллективом школы методических новинок, введение инноваций в урочной деятельности и во внеклассной работе с обучающимися приносит свои плоды. Об этом свидетельствуют следующие факты:

ü  Результативность учебной деятельности обучающихся школы остаются стабильными на протяжении последних трех лет.

ü  Количество выпускников, поступивших в высшие и средние учебные заведения, находится на высоком уровне

ü  Творческий потенциал педагогов, их профессиональная компетентность, личностные качества, интерес к инновационной деятельности, творчеству,  стремление к самосовершенствованию позволяют работать коллективу школы в режиме развития. Изменились не только количественные, но и качественные показатели деятельности коллектива.

Задачи на 2020 год:

  • Продолжить работу над проектом, по сбору и накоплению информации о значимых для школы инновациях.
  • Поддержка на качественном уровне самоподготовки обучающихся, их исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов
  • Проведение мастер-классов, семинаров по использованию учителями-предметниками в своей деятельности инновационных технологий, новейших информационных обучающих программ, цифровых образовательных продуктов.
  • Организация системы внешних связей для успешного осуществления деятельности школы.
  • Активизировать участие учителей в методических конкурсах, проектах районного и городского уровней, а также на создание  личных образовательных сайтов.

 


Очень трудно бывает разобраться в многочисленных модных выражениях, связанных с образовательными технологиями. Предлагаем вашему вниманию некоторые передовые технологии, которые используют учителя в нашей школе.

Технология «Перевернутый класс» на уроках математики и информатики в 10 классе 

В таком классе ученики знакомятся с темой до урока. Дома смотрят видео или используют другие обучающие материалы (презентации, флеш-ролики), а драгоценное время в классе используют для совместной работы над заданиями.

 Суть технологии "Перевернутый класс" или модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов… 

Итак, в чем же преимущество перевёрнутого класса: 

Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

Ну и если кто-то заинтересовался апробировать технологию на уроке, то вот предлагаем советы по организации модели “Перевёрнутый класс”: 

  • Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией. 
  • Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
  • Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео. 

Как видно, от учителя требуется дополнительная подготовка, особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобную работу. Но использование  технологии "Перевернутый класс" дает свои результаты! 

В нашей школе технология "Перевернутого класса " используется: 

на уроках геометрии в 10 классе, темы: "Перпендикулярность прямых в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Двугранный угол";

на уроках алгебры в 10 классе, темы: "Тригонометрия";

на уроках информатики в 10 классе, темы: "Компьютерные сети. Устройство компьютера. Информационная безопасность и защита информации".

 


О применении "облачных технологий" в управлении школой и на уроках физики, информатики, технологии, математики и русского языка в 10 классе

 Цель работы: выяснить, возможно ли применение облачных технологий в современной школе, насколько это эффективно и необходимо для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования, в каких информационных услугах нуждаются все участники образовательного процесса.

Гипотеза: Внедрение облачных технологий в учебно – воспитательный процесс – необходимый этап в повышении качества образования 

Задачи работы:

  • выяснить, что представляет собой облачные технологии;
  • рассмотреть понятие «облако»;
  • рассмотреть историю развития облачных вычислений;
  • определить заинтересованность участников образовательного процесса в предоставлении информационных услуг путем опроса учащихся, родителей и учителей школы 339;
  • выделить причины и проблемы, обуславливающие сложность внедрения облачных технологий;
  • провести анализ эффективности внедрения облачных технологий в учебно- воспитательный   процесс с целью повышения качества образования.

Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, прикладным программам, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру. 

Добраться до благ, предлагаемых сегодня онлайновыми сервисами на базе технологий облачных вычислений, очень легко. Любая электроника с доступом в Интернет, выпускаемая сегодня и планируемая к выпуску завтра – настольные ПК, ноутбуки и нетбуки, интернет-планшеты и коммуникаторы, смартфоны и навигаторы, большинство телефонов и даже развлекательных карманных мультимедийных плееров и игровых устройств обязательно обладает ключевой функцией, необходимой для работы с облачными вычислениями – браузером. А этого достаточно для работы с облачными технологиями, а значит, рассмотрение данной темы становится, очевидно, актуальным.

В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования.

С 2002 года мы занимаемся внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс. За это время приобретен полезный опыт, выработан системный подход. Информационные технологии настолько прочно вошли в образование, что уже не приходится никого убеждать в необходимости, а тем более преимуществе их применения. Главное – своевременное информирование о новинках и дальнейшая разработка методики применения новых технологий. Новое оборудование требует новую методику использования.

Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. 

Компьютерные технологии, обеспечивая оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации, имеют общеучебное значение и могут применяться при изучении всех учебных дисциплин. Можно для этого использовать следующие направления: компьютерные программы, электронные  учебники, диагностические, тестовые и обучающие системы, тренажеры, лабораторные комплексы, прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.), системы на базе мультимедиа-технологии, телекоммуникационные системы (например, электронную почту, телеконференции), электронные библиотеки  и другое. И тогда можно говорить об эффективном использовании элементов дистанционного обучения, в рамках которого непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся сведен к минимуму. Кроме того, использование современных ИКТ в образовательной сфере вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по каким-то причинам не могут  присутствовать в образовательном учреждении на уроках.  

Таким образом, качество обучения при использовании информационных технологий может повысится за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
  • самоконтроля;
  • поддержки активных методов обучения;
  • образной наглядной формы представления изучаемого материала;
  • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
  • развития самостоятельного обучения.

Заинтересованность участников образовательного процесса в некоторых информационных услугах  достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению облачных технологий в процесс образования. 

Информационные и коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:

  • увеличения учебного времени без внесения изменений в учебный планы;
  • качественного изменения контроля за деятельностью учащихся;
  • интенсивного вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс;
  • повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса;
  • повышения мотивации учащихся к обучению;
  • обеспечения гибкости управления учебным процессом.

 Для организации учебно-воспитательного процесса и управления школой используются хранилища Яндекс.Диск, Dropbox, Google, Mail.ru, SkyDrive и  облачные технологии на базе Google Docs: таблицы, презентации, формы.


Кейс-технология

Суть идеи состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой по курсу своеобразный путеводитель и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ. 

К их достоинствам можно отнести:  

доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома; наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.; звуковое сопровождение лекций; наличие интерактивных заданий; анимированные примеры решения задач; возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками"

Кейс-технологии используются на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга, истории, обществознания, МХК.

 


 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ученик думающий – это, прежде всего, ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Через чтение краеведческой литературы необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой исторического  процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

На уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.

Педагогическая технология — это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Обратимся к технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Что дает ее применение? В процессе применения технологии развития критического мышления: вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; появляется возможность объединить отдельные дисциплины; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; вырабатывается собственная технология обучения.

Преимущества ТРКМ 

Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их приемы и инновационные наработки.

Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса;

Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей;

Обеспечивает интегрированное воздействие на развитие различных свойств личности.

Обеспечивает широкие возможности формирования ценностных ориентаций учащихся

ТРКМ как технология личностно-ориентированного обучения

Ориентация на личность как высшую ценность;

Сотрудничество учителя и ученика: общая цель, коллективный поиск, положительный стиль взаимоотношений;

Признание важнейшей роли самостоятельного (в т.ч. – коллективного) труда учащихся;

Позиция преподавателя, основанная на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать, как делать, а пробуждать собственную активность, предоставлять возможность делать выбор, принимать решения.

Как ТРКМ работает на уроках «истории и культуры Санкт-Петербурга»

Чтение - вид познавательной деятельности человека. Поэтапная работа над текстом даст возможность  обучающемуся с максимальной пользой переработать тестовую информацию.

Представленная модель чтения стройна и логична, так как ее фазы соответствуют этапам когнитивной деятельности личности.

Приближение 

1.Мотивационно - побудительная фаза (предтекстовый этап), т.е.

зарождение потребности, желания, заинтересованности в ее осуществлении. Она приводится в действие специальной коммуникативной задачей, создающей установку на чтение. Ориентирует на извлечение всей или основной, определенной информации. Идет актуализация личного опыта учащихся; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений).

Осмысление

2.Аналитико - синтетическая часть чтения (чтение) протекает либо

только во внутреннем плане (понимание при чтении про себя), либо во внутреннем и внешнем плане (понимание при чтении вслух) и включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавание к его осознанию и принятию смыслового решения, т. е. к пониманию смысла. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). 

        Рефлексия 

3.Контроль и самоконтроль (послетекстовый этап) составляют третью

фазу чтения как вида речевой деятельности, обеспечивающей  вынесение понимания во внешний план. Это может осуществляться с помощью других видов речевой деятельности – говорение и письма. 

Методы  и приемы работы с краеведческими текстами

1.Составь задание – данный прием очень эффективен при самостоятельной работе с

текстом на стадии осмысления (самого процесса чтения).

2.Сравнительная таблица  (линии сравнения) – основной смысл использования 

этого приема заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, формулируют сами ученики. «Линий сравнения» не должно быть много. Категории сравнения можно выделить как до чтения текста, так и после прочтения

3.Пометки на полях – это прием является частью технологического прием

«Инсерт» и работает на стадии осмысления (самого процесса чтения).

4.Инсерт   это прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы

понадобиться вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

5.Толстые и тонкие вопросы -  этот прием может использоваться на любой из трех

фаз урока. На стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

6.Дай определение – один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Этот 

прием работает на стадии осмысления, при размышлении – демонстрация понимания прочитанного. Главное, чтобы это определение соответствовало уровню знаний обучающихся. Составление определения для ученика – это своего рода тест на понимание, на объяснение самому себе , что обозначает тот или иной термин.

7.Ключевые слова -  прием работает на стадии вызова. По ключевым словам можно 

придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям по предложенному тексту. 

8.Сжатая информация (резюме) – этот прием работает на стадии осмысления. Как 

известно, резюме - это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф, данный фрагмент учебной информации. Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.

9.Синквейн – это художественная форма письменной рефлексии. Синквейны 

полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной  информации, в качестве понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи не так-то просто). Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

10.Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.