ФГОС

Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

Стандарты второго поколения

  • ФГОС начальная школа: 

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). На этой статье Вы сможете найти для себя ответы на ключевые вопросы, раскрывающие суть ФГОС НОО.

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте www.standart.edu.ru

Правоустанавливающие документы:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (2009)

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в РФ в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». С официальным приказом о введении в действие ФГОС и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобнауки России :

  1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 
  2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) 
  3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480) 

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает три группы требований:

  • к результату образования;
  • к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою 
  • образовательную деятельность);
  • к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. 

 Целью школы становятся не только знания, но и  умения:

  • ставить цель и добиваться ее;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
  • задавать вопросы; 
  • ясно выражать свои мысли; 
  • заботиться о других, быть нравственным человеком
  • сохранять и укреплять своё здоровье 

     В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД),  которые  дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.   

 Универсальные учебные действия  подразделяются на 4 группы. 

  • Регулятивные (умение учиться) - умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
  • Личностные  (понять себя и чувства другого) – умение  правильно оценивать себя и свои  поступки; ребёнок начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
  • Коммуникативные (общение) -  умение взаимодействовать в социуме, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
  • Познавательные (сделать учебу интересней) – умение познавать и исследовать окружающий мир; ребёнок  овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать  с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими опе-рациями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

      Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).  

   В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности     гражданина России. Она  даёт направление на формирование целостной образовательной среды,    включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику. 

  • Что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная  деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).

  • На что ориентирован новый стандарт? 
    Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отражены  в «портрете выпускника начальной школы» (п.8 ФГОС НОО):
    - любящий свой народ, свой край и свою Родину; 
    - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 
    - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 
    - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 
    - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Именно во ФГОС  идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

  •  Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. 

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. 

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре: речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).

Четвертое отличие в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребёнок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. 

Пятым отличием  является деятельностный характер стандарта, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Оцениваться будет не то, что запомнил ребёнок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видео работы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.